Погода:

Шаранга 


Официальный сайт Администрации Шарангского района Нижегородской области
Централизованная библиотечная система Шарангского района
 

Шаранга - Опольевские чтения

Итоговым мероприятием Года культуры в Шарангской централизованной библиотечной системе района стало проведение краеведческой конференции в формате «Шаранга - Опольевских чтений». Кроме библиотекарей, откликнулись на приглашение к участию такие учреждения культуры района, как школа искусств и краеведческий музей.

Первая часть чтений была посвящена вкладу П.П. Осокина в развитие культуры района. 31 декабря ему исполнилось бы 90 лет. Петр Павлович в начале 90-х годов прошлого века возглавил музей и буквально возродил его из пепла. Он восстановил экспонаты, неустанно собирая по району старинные предметы крестьянского быта, с мест боев времен Великой Отечественной войны привозил много лет пролежавшие в земле каски и остатки вооружения Красной Армии, выступал в школах перед учащимися, очень много и часто писал для районной газеты, рассказывая в своих очерках и зарисовках о ветеранах войны и тружениках тыла…

  

Многогранная деятельность участника Великой Отечественной войны, директора музея и патриота Родины и земли Шарангской была представлена на выставке, в выступлениях заведующей сектором краеведения Т.В. Петуниной, дочери – Л.П. Ситниковой и специалиста краеведческого музея А.В. Жуйковой.

 

У истоков культуры, просвещения народа стояли священники и церковнослужители: именно в церкви неграмотное население открывшегося 2 июля 1837 года прихода Шарангской церкви увидело книги, настенные росписи на библейские сюжеты, услышало церковное пение по нотам. В «Клировой ведомости по Троицкой церкви за 1870 год» (это своего рода отчет) можно прочитать: «Школа в селе Шаранга обязана своим открытием священнику Зарницыну». По 20 и 30 лет служило духовенство в наших храмах до революции, но потомкам их пришлось перенести и тюрьмы, и лагеря за приверженность христовым заповедям. Об истории церквей и судьбах священников рассказала на конференции Т.В. Петунина.

Очень интересными были выступления заведующих Кушнурской и Черномужской библиотек - Н.И. Дегтеревой и З.В. Большаковой. Мы живем в поликультурном обществе – на территории, обслуживаемой данными библиотеками, живут люди различных национальностей: кроме русских и марийцев есть и чуваши, украинцы, татары, грузины и другие. Это наследие СССР, и замечательно, что представители различных национальных культур живут в мире и согласии, взаимно обогащая себя не только традициями поведения в обществе, но и в быту.

  

Загадки, потешки и другие малые формы устного народного творчества известны сызмала человеку. А вот фольклор эпического склада или веселые скоморошины знали и знают избранные.  К хранителям народной культуры относилась Зоя Ильинична Подоплелова. Получив  в дар от предыдущих поколений это бесценное сокровище русской культуры средних веков, она их помнила наизусть, это было ее богатство, хорошо, что ее исполнение успели записать ученые ленинградских и московских вузов. О женщине, знавшей десятки старинных скоморошьих песен и быличек, рассказала собравшимся заведующая Старо-Рудкинской библиотекой В.И. Мельникова. 

Блок выступлений под общим названием «Художники-уроженцы Шарангского края» обогатил всех присутствующих на конференции новой информаций: оказывается, мы и не представляем, а сколько художников и скульпторов местом своего рождения считали и считают Шарангский район.  Имена мастеров кисти и резца раскрыли нам заведующие Щенниковской и Поздеевской  библиотек Р.Е. Иванова и Ф.Н. Царегородцева, а также преподаватель Шарангской школы искусств О.Б. Бахтина.

 

  

Выступление заведующей Роженцовской библиотекой  было посвящено теме «Культурная жизнь с. Роженцово». Т. Ю.Бахтина сообщила, что еще в начале 20 века побывал в их селе этнограф Д. Зеленин. Впоследствии он стал знаменитым на весь мир ученым-бытописателем и быто-исследователем. А в Роженцове он записывал частушки, которые благодаря ему сохранились до сих пор и характеризуют не только душевные переживания, но и отражают языковые (диалектные) особенности их исполнителей. В избе-читальне, в клубе (впоследствии Доме культуры) и в библиотеке села Роженцово работали и работают настоящие энтузиасты, их имена помнят односельчане, им благодарны за сохранение народных традиций ткачества, за умение организовать культурный досуг.

В свое время – в 20-ые годы 20 века имя М.М.Лачкова (Горемыки) было известно почти всем шарангцам: если не читали его заметки о крестьянской жизни, то уж слышали о его публикациях – он был внештатным корреспондентом центральных газет. На слуху его имя было ещё и потому, что он был одним из первых «избачей» – так называли работающих в сельских избах-читальнях: они были проводниками политики партии по деревням, агитаторами и пропагандистами, они несли свет – книгу, печатное слово – в темные, тогда еще освещаемые при помощи лучины и керосиновой лампы – дома. О трагической судьбе своего земляка – «избача», а потом и очень известного в стране журналиста рассказала Ирина Николаевна Лачкова, библиотекарь из Кугланура.

  

О мужском ансамбле «Добры молодцы» из д. Щекотово рассказала Л.А. Волкова. Чтобы мужчины, да на сцене песни пели!? Да уже больше 15 лет выступали!? Некоторые скажут, что быть такого не может. Но они ошибутся. Это уникальное явление культурной жизни села существует благодаря опять-таки энтузиастам, влюбленным в русскую песню. Участники конференции прониклись наверняка доброй завистью, когда увидели на экране видеоклип одного из выступлений ансамбля: щекотовцы имеют такую возможность - отдохнуть душой, слушая пение замечательных певцов, - в каждый праздник.

Библиотекарь Пестовской сельской библиотеки Л.Л. Заузолкова собрала поистине бесценный материал по истории строительства кирпичных домов жителями деревни. Творения доморощенных мастеров-архитекторов – несомненное свидетельство таланта крестьянских самородков и их трудолюбия. Постепенно разрушаются деревянные части «каменных» особняков, в стенах появляются трещины. Законных владельцев этих домов уже нет и на свете порою, но все они лишний раз напоминают о трудных их судьбах:  почти все хозяева прошли через раскулачивание в 30-ые годы прошлого века. И в этом архитектурном облике деревни – частица культуры народа.

Пожалуй, все согласятся с утверждением, что основную нагрузку в деле сохранения и развития культуры (и не только на селе -!) несет книга. Организация досуга  в клубах и домах культуры – великое дело, особенно в праздники. Но ежедневное общение с художественной и научной литературой, думы над раскрытой страницей, осознание причастности к  ценностям мировой культуры через книгу, другое печатное издание -  все это происходит благодаря храму книги – библиотеке. О развитии библиотечного дела в районе, о ценных и редких книгах в фондах, об открытии первых библиотек рассказали Л.С. Жданова (заведующая методико-библиографическим отделом ЦБ), Н.В. Федяева (библиотекарь отдела обслуживания ЦБ), В.А. Новикова и В.В. Кревская (зав. Большерудкинской и Большеустинской сельскими библиотеками).

  

Все выступающие получат «Сертификаты участников», но не это главное. Память о прошлом возвращается к нам открытием новых имен и фактов истории, оценкой через годы и десятилетия событий и действий прошлого. Новые знания обогащают внутренний мир человека и заставляют его стремиться к познанию новых высот, достигнутых всей историей культуры страны.

 
--> Централизованная библиотечная система Шарангского района 2011